Как работает страхование пассажиров?

С начала января 2013 года введен Федеральный закон, гласящий, что жизнь, здоровье и имущество пассажира общественного транспорта должны быть застрахованы.

Законодательный акт фиксирует минимальный размер страховых выплат при возникновении несчастного случая.  Страхование пассажиров является очень важным  аспектом для любого перевозчика

Что это такое и когда применяется?

Федеральный закон №67-ФЗ, вступивший в действие 1 января 2013 года определяет обязательное страхование пассажиров, их жизни, здоровья, багажа. Ответственность ложится на перевозчика любого вида транспорта, в отношении которого работают уставные документы и кодексы.

Если у водителя, осуществляющего перевозку граждан, отсутствует страховка за пассажира, то его деятельность запрещена и лицензию ему не выдадут.

Все граждане, которые заключили соглашение страхования или купили билет на те разновидности транспорта, что прописаны в законе, становятся застрахованными и вправе получить компенсацию для оплаты понесенного урона.

При путешествии на общественном транспорте люди застрахованы в обязательной форме. Ответственность перед пассажирами понесет фирма, занимающаяся перевозками.

Виды и особенности страхования пассажиров

Получаемый документ является мерой безопасности при выплате суммы ущерба здоровью и жизни гражданина в период передвижения на определенных видах средств:

  • автобусы;
  • железнодорожный вид;
  • воздушный;
  • морской;
  • внутренний водный – речной, озерный;
  • городской наземный электрический транспорт – троллейбусы, трамваи;
  •  перевозки на такси.

Страхование пассажиров, перемещающихся на автобусах, помогает переложить ответственность на страховую компанию. Оно является обязательным. Все компании должны получить полис, иначе им не выдадут лицензию на проведение деятельности.

Страхование пассажиров такси, осуществляющих транспортировку людей, направлено на обеспечение жизни человека. За его здоровье, имущество отвечает страховщик.

Страхование авиаперевозок также является обязательным. Приобретать полис в добровольном порядке или нет, каждый сам решит. Но во время перелета может случиться всякое. Даже вылитая на брюки кружка горячего кофе вызовет ожог. Еще чаще пассажир теряет свое имущество. А страхование авиапассажиров гарантирует выплату ущерба, понесенного в результате какого-либо страхового случая.

Прежде чем выбрать номер маршрута рейса, нужно прочесть отзывы о данной компании, которая предлагает перелеты. Страховку часто включают в стоимость билета, она составит свыше 10% от его цены.

Страхование жизни пассажиров легковых такси не является обязательным. Но добровольный полис лишь повысит авторитет и доверие к компании, избавит ее от финансовых потерь. Водитель, который в официальном порядке осуществляет перевозку людей, должен страховать их. Но не так часто это соблюдается. Нечестные организации отправляют машины на заказы без документа. При этом рискуют остаться без лицензии, заказчиков и финансов.

Рекомендуется спрашивать, есть ли у водителя такси страховой документ. При любом происшествии он позволит возместить пострадавшему или его представителю расходы, понесенные в результате неприятных обстоятельств.

На руководство компании-перевозчика в ситуации отсутствия полиса страхования ответственности за перевозимых людей налагаются штрафные санкции в размере 40 000 или 50 000 рублей.

Обязательно или нет?

Более 5 лет тому назад, покупая билет на поезд или автобус, кассир подавал пассажиру страховой полис. Он стоил 1-2% от суммы стоимости поездки. Средняя цена составляла 10 рублей. При появлении несчастного случая пострадавший мог получить не больше 12000 рублей. Многие граждане не подозревали о приобретении полиса, поскольку это происходило без огласки.

Гражданин может купить билет и автоматически стать застрахованным. И он вправе перед поездкой обратиться в страховую фирму и оформить с ними договор в добровольном порядке.

Что говорит закон?

Федеральным законом ФЗ-67 установлено, что при возникновении несчастного случая перевозчик должен каждого пострадавшего осведомить:

  • о правах физлиц, которые прописаны в контракте обязательного страхования, о мероприятиях пострадавших для получения компенсационных выплат;
  • о страховщике, его подразделениях и представителях;
  • о контракте обязательного настоящего страхования пассажиров.

При приобретении талонов или подписании контракта, человек автоматически попадает под действующий норматив, становится участником ОСАГО И ОСГОП.

Какие условия должны наступить, чтобы у перевозчика возникла ответственность:

  • его вина при перевозке пассажиров;
  • противоправные действия;
  • связь между незаконными действиями и ущербом, причиненным гражданину.

Водитель получает страховку за автострахование пассажиров и отвечает за их здоровье и имущество. Все претензии пострадавшего лица обращены к перевозчику. Он выступает ответчиком.

Так же происходит страхование авиаперевозок. Страховка ответственности авиаперевозчика принята не так давно. Она обеспечивает защиту граждан от несчастных случаев.

Страховые суммы, на которые застрахован пассажир

Пассажир не должен отдельно приобретать страховой полис, поскольку стоимость на него включена в цену на проезд. В главе рассмотрено, на какой размер компенсационных выплат может рассчитывать потерпевший гражданин.

Тарификация на разных видах транспорта отличается между собой. Максимальный размер средств получат лица, страховой случай которых произошел на морских суднах. Самый маленький – на поездах пригородного сообщения.

Денежные средства потерпевшему выгодоприобретателю в ситуации абсолютной потери дееспособности или его погибели выплачивают родственникам. Делает это страховая компания. Размеры довольно значительные:

  • за обычный ушиб гарантирована выплата 200 рублей;
  • за сотрясение мозга дают 60 000 руб.;
  • если произошел перелом ноги – свыше 240 000;
  • возмещение причиненного вреда при произошедшем выкидыше в случае поездки составит 1 миллион;
  •  гибель гражданина – 2 миллиона.

Максимальную сумму получат люди, которые из-за несчастного случая получили инвалидность 1 группы. Страховая фирма возмещает ущерб, который нанесен имуществу в величине от 23 тысяч рублей.

При перелете рейсом на время полета предлагается приобрести гражданину три вида страховых полисов при покупке билета:

Виды страховых случаев и размеры выплат

В обязательном и добровольном виде страхования граждан страховым случаем является несчастное происшествие, случившееся в период действия договора полиса, и характеризующегося увечьями, ушибами, переломами, ранениями, травмами, потерей здоровья, смертью гражданина.

При страховом несчастье наступает ДТП с транспортом, в котором ехали застрахованные граждане. Травмы, полученные от поездки, нужно официально подтвердить. Ущерб не будет выплачен:

  • если ТС использовалось для курсов обучения вождению;
  • если машиной управляло лицо, находящееся в состоянии опьянения;
  • если машину использовали для участия в соревнованиях;
  • средство перемещения было неисправно.

Пассажиру необходимо обратить внимание на то, что согласно ОСГОП он вправе написать заявление на получение страхового возмещения в трех случаях:

  • Гибель гражданина в результате ЧС, аварии и других случаев, которые зафиксированы в нормативе. Величина компенсации составит свыше 2 миллионов.
  • При получении травм, ушибов до 2 миллионов.
  • При повреждениях, краже, потере багажа предусмотрена выплата в размере 23 000.

Информация о страховании жизни граждан и суммы, которые должны оплатить застрахованному лицу при страховом случае, указаны в Постановлении Правительства №1164 т  15 ноября 2012. Этот акт описывает утвержденные нормативы для единого исчисления суммы страховой компенсации в случае причиненного ущерба здоровью пассажира согласно полученным травмам.

Если одновременно совпадает 2 пункта и более,  суммы по ним складываются и выплачиваются в один раз.

Нужно отметить, что инвалидность при заключении доктора разделяется на три группы и в зависимости от принадлежности к той или иной, суммы выплат и размер пенсии будут разными:

  • при первой группе инвалидности гражданин получит 100% от размера, указанного ранее;
  • при установлении инвалидности второй группы пострадавшее лицо получит 70% от указанной суммы;
  •  если врач поставит третью группу, то страхования компания обязана выплатить пострадавшему гражданину половину от суммы, выписанной прежде.

Приложение, которое фиксирует и определяет единые для всех нормы в зависимости от повреждения какого-либо органа у пострадавшего, или участка тела выглядит так:

  • Черепные кости. Нервная система.
  • Глаза.
  • Органы слуха.
  • Дыхательная система.
  • Сердце и сосуды.
  • Органы ЖКТ.
  • Мочевыделительная и половая система.
  • Мягкие участки тела.
  •  Опорно-двигательная система.

Всего в документе 12 глав и 72 пункта. В каждом из них прописаны свои условия получения травм и величина компенсационных выплат.

Некоторые фирмы предлагают воспользоваться онлайн калькулятором, с помощью которого рассчитывается стоимость страхования того или иного транспортного средства.

Что делать и куда обращаться при наступлении страхового случая

При наступлении несчастного случая сначала необходимо обратиться к перевозчику. Запросить личные данные водителя, с которым ехал гражданин. Он обязан вызвать бригаду скорой помощи на место происшествия, позвонить в ГИБДД. Шофер должен вручить пострадавшему написанный им акт о нанесении вреда жизни и здоровью, в котором стоит его подпись. Также он обязан уведомить выгодоприобретателя о страховой фирме, которая их обслуживает. Назвать ее адрес, контактные данные, руководителя.

Затем пострадавшему лицу нужно обратиться после поездки в страховую организацию для получения компенсации. Сходить можно в любой день, срок неограничен законом.

О способе и правилах получения выплат можно прочитать в Постановлении Правительства №1378 от 22.12.2012 г. В документе имеется 12 абзацев, которые описывают последовательность действий пострадавшего:

1.     Получение денежной компенсации при причинении жизни или здоровью пассажира производится после подачи потерпевшего выгодоприобретателя заявки в страховую фирму. К нему он обязан приложить ряд бумаг:

  • документ, удостоверяющий личность – гражданский паспорт или иной;
  • бумаги, которые подтверждают право представлять пострадавшего, при его отсутствии;
  •  справка о случившемся несчастном случае с обязательным описанием ситуации, оформленная в соответствии с законодательством. Ее заполняет водитель транспорта, его заверенный или представитель ГИБДД;
  •  если пострадавший погиб, то предоставляют свидетельство о смерти, бумаги, подтверждающие расходы на похороны;

2.     Если право на возмещение вреда имеют несколько граждан при одном страховом случае, то документы можно подавать в общей массе, без повторения предоставленных.

3.     Если причинен вред здоровью, необходим документ, который указывает на травмы после медицинской проверки.

4.     Если испортился или утерялся багаж, то предоставляют документ, подтверждающий это. К нему относится опись предметов и квитанция на багаж.

Затем следует обратиться в страховую фирму. Относят собранные бумаги. Они должны быть в виде оригиналов и копий. Требовать дополнительные бумаги страховщик не вправе.

Главной бумажкой, которая понадобится при установлении факта, является обычный билет. Его не выбрасывают до окончания путешествия. На талоне напечатана комбинация цифр, по ней можно разузнать о транспортной компании.

Если билеты не предоставляют, в качестве подтверждения страхового случая можно использовать видеонаблюдение. При нарушении правил, подтверждённых нормативными актами, виновное лицо может быть оштрафовано суммой до одного миллиона рублей.

Ответчики при возникновении несчастного случая бывают в зависимости от разновидности транспортного средства:

  • компания перевозчик – руководство метрополитена, если случай наступил при поездке в метро;
  • при путешествии на остальных видах транспорта ответственность понесет страховая организация, с которой перевозчик оформил контракт.

Советы юристов

  • Страховая фирма вправе запросить предоставить показания свидетелей. Поэтому рекомендуется заблаговременно отыскать очевидцев, которые могут рассказать, как все произошло, и что они видели.
  • Необходимо знать, что страховщики запросят пройти экспертизу с участием независимых специалистов, которые оценят тяжесть урона.
  • Если у перевозчика отсутствует страховой полис за пассажира, то пострадавший должен обратиться в транспортную организацию, чтобы получить компенсацию за ущерб.
  • Случается, что перевозчик не хочет оплачивать. Тогда необходимо идти в службу транспортного надзора.

В заключение хочется напомнить, чтобы пассажиры сохраняли талоны до окончания путешествия. Если они имеется, то это будет являться главной защитой от нечестных водителей и гарантией получения компенсационных выплат в случае наступления страхового случая.


Видео по теме:

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector